Главная » Файлы » Разное » Статейки |
20.01.2012, 12:59 | |
Интересная штука - я стал равнодушен к процессу сведения. Если раньше я часами/днями/неделями сидел над песнями, постоянно что-то дополняя/переделывая/изменяя, сейчас «свежими ушами» делаю всю работу за 3-4 часа1, получая более «взрослое» и естественное звучание. Расскажу свою историю.
Думаю, переломный момент наступил после того, как я получил возможность поковырять проект параллельно с ребятами из студии Новой Зеландии. Началось всё с того, что одна из местных групп, мои хорошие знакомые, делали рассылку мультитрека одной из своих песен по серьёзным студиям, в поисках лучшего звука итогового микса. Быстро откликнулись студии из Швеции и Новой Зеландии, прислав черновые миксы (к слову, две русские студии вежливо послали на х…, было что-то вроде: «мы и так очень крутые, нам незачем демонстрировать свои возможности, бесплатно ничего делать не будем»). В итоге был выбран Новозеландский микс, и я не упустил возможности выпросить у группы мультитрек этой песни, чтобы попытаться повторить «их» студийное звучание. Вот тут и началось всё веселье. Первое впечатление было странным. Я слышал «правильный» микс, крутил мультитрек и не понимал, почему у них всё так круто звучит. Любопытно, что сознание сразу же находило логичное оправдание моим пробелам: У них «аналог». У них куча железной обработки. У них дорогое оборудование… но позже выяснилось, что черновой микс был сделан полностью на компьютере, таким образом, я остался один на один с тяжёлым осознанием того, что я просто… ничего не умею. Это было серьёзным ударом по самолюбию, но вместе с этим появилась мотивация для самообразования и пересмотра устоявшихся взглядов на звук. После недельных поисков я нашёл корень своей проблемы. Плагины. Количество обработки Доходило до смешного: анализируя референсный трек и пытаясь получить похожее звучание, я приближался к желаемому звуку на один шаг с каждым последующим снятием плагинов. Слишком пластмассовые и колючие барабаны? К чёрту параллельную компрессию. Неестественный и тонкий рабочий? К чёрту всю обработку и улучшайзеры вроде транзиент шейперов, достаточно эквалайзера, гейта и компрессора. Напольный том звучит как дерьмо? К чёрту все НЧ улучшайзеры, достаточно жёстко вырезать середину. Аналогично и с басом. Слишком тонкий и далёкий вокал? Не нужно было отрезать ему низ. Весь микс звучит мутно? К чёрту лишнюю реверберацию. К чёрту излишки реверберации там, где она действительно нужна. Ну, и так далее. Ирония в том, что я сам часто повторял: «любая обработка портит звучание», и в итоге попался на том, что нарушал это правило. Правильный звук Но умеренность в обработке это ещё полдела. Важно научиться делать из того, что есть - то, что нужно. Отсюда, подчеркну важность формирования Моя проблема заключалась немного в другом: я не знал, как должны звучать барабаны (и их ревер) отдельно друг от друга и отдельно от микса. Не знал до покупки барабанов ЭЙ! РАЗВЕ ЭТО ЕЩЁ ОДНА СТАТЬЯ ПРО БАРАБАНЫ??? Да, я поймал себя на том, что часто акцентирую внимание на обработке и звучании именно ударной установки. И это неспроста. Всегда считал, и до сих пор считаю их самой сложной частью микса. Зачастую, до 70% времени при сведении одной песни уходит на укрощение этого восьмиголового2 монстра. Затрачиваемое время На своём опыте знаю, что любой композицией интересно заниматься, пока она новая и не приелась. После длительного прослушивания начинает казаться, что всё круто звучит, а иногда хочется что-нибудь улучшить, добавляя уровень или применяя более агрессивную обработку по мере усталости слуха. После того, как песня въестся в мозг, разборчивость партий перестанет волновать - воображение будет само дорисовывать недостающие элементы на основе отпечатка, который остаётся в памяти после многочасового/многодневного прослушивания. На этом этапе можно запросто загубить вокальный трек деэссером: от усталости, звонкие и шипящие звуки будут резать слух, а поскольку слова песни уже выучены наизусть, перебор с обработкой не будет заметен. Если продолжать «работать» с песней, прослушивая её неделями или даже месяцами, она надоест до полного безразличия. И если вдруг появится идея что-то переделать, дальнейший процесс превратится в пытку. Как сократить время сведения? Самое очевидное - это приобретённый опыт. Многие вещи становятся простыми после того, как вы их узнаёте. И если в первый раз вы тратите день на поиск нужного звучания, в следующий раз вы будете применять аналогичную обработку осознанно и за более короткое время. Оптимизируйте работу. Активно пользуясь горячими клавишами, собственными пресетами и темплейтами (templates), вы значительно сократите затрачиваемое время и энергию, работая в DAW. Отдыхайте. Два дня работы с двухдневным отдыхом между ними позволят добиться лучшего результата с меньшими трудозатратами, чем четыре полных рабочих дня. Если у вас море работы и нет времени на отдых - вы можете чередовать композиции или род деятельности (запись/монтаж/сведение/мастеринг). Зачем всё это? На самом деле, написать этот пост меня побудила Грубо говоря: звучание инструментов определяется качественным уровнем записи и исполнением музыкантов. Чтобы всё разборчиво звучало, зачастую, достаточно выполнить стандартную техническую эквализацию и компрессию. Большинству слушателей наплевать на многие тонкости звукачей. Для слушателя куда важнее стилистика и сам музыкальный материал (композиция и аранжировка, если не брать в расчёт исполнение), и если песня будет неинтересна слушателю - какая разница, сколько времени было убито на сведение и на оборудовании какого класса всё это записывалось? Если материал как попало записан, у нас есть два пути: оставить всё как есть, сохранив естественность исполнения музыкантов (каким бы оно ни было), или же притягивать за уши «качество» всевозможным улучшайзингом и редактированием, возможно пытаясь приблизиться к звуку любой другой записи, попутно теряя естественность звучания, получая вдовесок побочные эффекты вроде артефактов от редактирования или мутного звучания от излишней обработки. Подведу итог своих размышлений: Увлёкшись сведением, можно сидеть над любым миксом месяцами, забыв про музыкальную составляющую: естественное звучание инструментов и исполнительское мастерство. На своём опыте я убедился, что чем дольше я работаю над одной песней и чем больше вариантов сведения и переделок/правок, тем хуже результат. В свою очередь, время работы над миксом определяется опытом и умением видеть наперёд, каким будет конечный звук, осознанно применяя обработку. В противном случае мы (или заказчик, нашими руками) получаем мутное, невыразительное дерьмо, получаемое с неоправданными трудозатратами. И в любом случае, популярность композиции будет определяться музыкальным материалом. Хотите живые примеры? Запросто. Первое, что приходит в голову, Tequilajazzz - Журнал живого (2009) с потрясающим материалом и очень честным вокалом, который не испортили автотюном. Другой пример - совершенно «неиграющий» басист на альбоме Fall Out Boy - Take This To Your Grave (2003). Думаете, на студии не было возможности «нарезать» бас по кусочкам, склеив идеально ровную партию? Вряд ли. P.S. На форумах всё чаще встречаю вопросы новичков о многополосной компрессии, сайдчейнах, корекции фаз и прочих ухищрениях. Ложный путь, уместность той же многополосной компрессии не передать никакими пресетами. Сведение - это просто, наша сила в простых эквалайзерах и компрессорах, прямых руках и свежих ушах. | |
Категория: Статейки | Добавил: Gertc | |
Просмотров: 986 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |