“Самопишущие” музыканты часто сосредотачиваются главным образом на инструментах в микшировании, но и с вокалом, так или иначе, придётся повозиться. Это понятно, многие из нас начинали обучение микшированию, работая с гитарами или клавишными, и в первое время они были большой проблемой при сведении. Для гитариста вокал, скорее, необходимое зло, чем основной элемент музыки.

Но, как производитель собственных песен, вы должны интересоваться всеми аспектами записи, особенно вокала, так как слушатели имеют тенденцию слышать прежде всего голос певца. Да, инструменты важны, но для дополнительного воздействия на слушателя, вы нуждаетесь и в качественном вокале.

Если вас не устраивает нынешняя запись вокала, подсказки ниже могут привнести новую жизнь в ваши вокальные треки:

Не зажимайтесь: вы поете свободно, или сдерживаете себя? Если вы будете обеспокоены в том, чтобы не разбудить членов семьи или соседей, или же, если вы будете стесняться вашего голоса, то вам будет сложно подать вокал со страстью и уверенностью в голосе. Певец не зазвучит хорошо, если он «поджимает» голосовые связки из страха побеспокоить домочадцев.

Вы должны чувствовать себя свободными во время записи, свободными творить и исследовать возможности вашего голоса. Так, если вы не хотите побеспокоить других, рассмотрите перемену вашего графика записи - с меньшим количеством ограничений. Например, запись в понедельник утром, когда все взрослые не работе, а дети в школе.

Даблтрек: опробованный и истинный метод для того, чтобы «увеличить» тон вокалиста. Послушайте любую из более поздних записей Битлз: это классические примеры двойной записи вокала. И, к счастью, вы не нуждаетесь в голосе Пола МакКартни, чтобы добиться хороших результатов.

Для лучшего эффекта, сделайте запись вокала дважды, чтобы отделить дорожки, в противоположность простому копированию единственного дубля на два трека (которое просто делает вокал громче, не изменяя его характер). Попрактикуйтесь, прежде чем нажать кнопку запись, чтобы оба дубля были записаны правильно, в частности, обратите внимание на произношение согласных и ритмически ровные партии.

Отойдите от микрофона и пойте громче: иногда, немного больше энергии значительно оживляет вокал. Дайте себе больше пространства, и пойте громче.

Знайте верхнюю ноту своего диапазона и берите ноты только ниже вашего “предела.” Например, если ваш предел - Ab, попытайтесь писать песни в C или G, таким образом вы без напряжений можете взять высокую G, не достигая верхнего предела.

Вокалисты, которые испытывают недостаток в уверенности, находят зону комфорта в среднем регистре и остаются там. Если вы хотите, чтобы ваш вокал выделялся, вы должны быть немного более гибким. Есть исключения, конечно: Леонард Коэн (кто не в курсе - он бас :)прим. Перев.) казался бы смешным, беря верхнюю A. Но это сохраняет его голос, он знает свой предел и пользуется этим.

Пойте в начале дня: ваш голос меняет свой характер в течении дня, поскольку вы напрягаете голосовые связки при разговоре и пении. Если вы обычно записываете голос днем или вечером, запись вашего «утреннего голоса» может придать вокалу больше жизни.
Будьте осторожны с этим подходом, избегая любых напряжений и пения без разогрева голоса.

Комбинируйте записи, сделанные в разное время: вы можете создать интересный вокальный трек, комбинируя вокал, записанный в разное время или на различных сессиях. Например, попробуйте делать запись куплетов песни хриплым утренним голосом и припевов, когда полностью разогреетесь. Или, если ваш голос становится немного хриплым после пения, попробуйте смешать дубли, сделанные “чистым” голосом, и «уставшим» грязным голосом. Контраст в партиях может придать вашему пению особенный оттенок.

Жёсткая компрессия: просто пережмите безжизненную дорожку, установив большой уровень компрессии. В правильной ситуации, тяжелое сжатие может сделать ваш голос крупнее.
В качестве отправной точки, попробуйте соотношение 5:1 или больше, и установите порог так, чтобы даже самые тихие части дорожки подвергались компрессии. Для примера, в статье «Обработка вокала. Плагины. Практика» вы можете услышать, как компрессия влияет на записанный голос.

Сделайте тише инструментальные треки: Если ваш голос кажется слабым или невыразительным в миксе, возможно, проблема в микшировании, а не в вашем голосе. Не каждый голос подойдёт для любой аранжировки - например, представьте Пола Саймона, поющего с Нирваной. Если ваш голос ближе к Полу, чем Курту Кобейну, вы должны учесть это в своих миксах. Сделайте мягче агрессивный тон инструментов, так образом, ваш голос будет звучать в миксе более естественно.

Мы надеемся, не нужно говорить, что эти подсказки не являются уместными для каждой песни, которую вы записываете. Однако, если вы в некоторых местах недовольны своим вокалом, одна или две из уловок выше могут привести к вдохновению, способному улучшить вашу запись.

Des McKinney.