Программы, упоминающиеся в данной статье:
Скачать Waves Musicians Bundle v5.0
Скачать Waves Diamond Bundle v5.0
Скачать Logic Audio Platinum v5.5.1
Скачать Steinberg Cubase SX v3.1.1.944
Скачать Steinberg WaveLab v5.01b
Скачать Korg Legacy Collection v1.1.10

Как улучшить качество звука не выходя из дома?

В этом материале рассказано о том, какие инструменты можно использовать для получения более качественного звука, а также практические советы по сведению и мастерингу. Примечание: все инструменты и плагины, используемые в статье, не являются эталонными, а даны лишь для примера и вы можете с успехом использовать свои варианты.

1. Вступление

Cubase SX 3
Секвенсор Cubase SX 3

В чём будем работать?
Секвенсор: Emagic Logic 5.5.1 или Cubase SX 3 (но для начала можно Reason или Fruityloops).

Emagic Logic 5.5.1
Секвенсор Emagic Logic 5.5.1

Программа для мастеринга: WaveLab 5 или 6.

WaveLab 6
WaveLab 6

VST-плагины: от Waves и Ultrafunk.

VST-плагины от Ultrafunk
VST-плагины от Ultrafunk

Звуковая карта Очень важно иметь карту с качественным АЦП ЦАП и с поддержкой ASIO драйвера. Это очень важно. При наличии такого драйвера ваша карта будет допускать минимальное количество ошибок в роботе. ASIO позволит: убрать задержки, а также качественно и комфортно работать со звуком.

2. Формат

Думаю, стоит начать с формата проекта, в котором будет создаваться композиция. Он должен быть 24 бита (bit), 48 килогерц (khz).

Что такое 24 бита и 48 килогерц?
24 бита - это глубина квантования. Это говорит о том, что ваша звуковая карта будет проверять сигнал на ошибки 24 раза в секунду, но для того, чтобы это было честно, нужен профессиональный аудио интерфейс, который имеет "честных" 24 бита.
48 кгц - это частота дискретизации, частота семплирования.

Что такое частота семплирования?
Обычно, аналоговый сигнал непрерывен во времени и его необходимо оцифровать, т.е. преобразовать в поток численных величин. Необходимо задать частоту, с которой выбирается значение аналогового сигнала и преобразуется в цифровое. Эта частота называется частотой дискретизации преобразователя. Для аудио сигналов она пишется в кГц. Частота дискретизации (или частота семплирования) показывает, какое количество раз АЦП произведёт замер той или иной характеристики аналогового сигнала. Измеряется в Герцах, хотя обычно применяют килогерцы.
Чем выше частота дискретизации, тем более качественной будет оцифровка. Как следует из теоремы Котельникова, частота дискретизации должна превышать наибольшую необходимую частоту сигнала в два раза.

Используемые частоты дискретизации звука: 8 000 Гц — телефон, достаточно для речи; 11 025 Гц; 22 050 Гц — радио; 44 100 Гц — аудио компакт-диск; 48 000 Гц — DVD, DAT.

Почему именно 48? Потому что нужен запас для мастеринга. Еще при частоте 48 килогерц сохраняются некоторые полезные гармоники и особенности, которых нет при 44 килогерцах. Правда они за пределом слышимости человека, но они играют свою роль.

3. Инструменты

Думаю, для начала нужно четко определиться с тем какой саунд ты хочешь. Алгоритм работы подходит для всех стилей музыки (не путайте алгоритм с плагинами :-) ).

Открываем проект и сразу «вешаем» на мастер анализатор Paz Analyzer oт Waves. Это поможет решить много проблем в самом начале.

Waves musicians bundle
Waves musicians bundle

Советую проверять каждый инструмент на противофазу.

Бас

При подборе баса советую использовать басы, которые были «сняты» в дорогих студиях через ламповое оборудование (комбики, микрофоны, преампы, микшеры).

Фирмы бас-гитар, которые признал мир:
Fender,
MusicMan,
Warwick,
Schack.

Stefan Langner Library 24Bit Bass Guitars

Советую библиотеку Stefan Langner Library 24Bit Bass Guitars.
Не советую Spectrasonics Trylogy. Потому что не все бас-гитары правильно записаны. Есть много бочковатости.

Барабаны (про акустические писать не буду)

VSTi Stylus RMX - это очень качественный инструмент, так как имеет внутренний микшер и свою мастер шину, и много внутренней обработки, заточенной под прогрессивный бит. В нем еще есть очень интересная штука, которая называется Chaos generator. Этот генератор позволяет создавать спонтанные биты.

Stylus RMX
Stylus RMX

Синтезаторы

Есть несколько хороших синтезаторов:
Korg M1,
Wavestation.

Фоны:
VSTi - Spectrasonics Atmosphere. С ним будьте аккуратны, т.к. в нём много звуков с противофазой.
Плагин для работы с фазой: Ultrafunk fxPhase.

Динамическая обработка

Компрессоры от Ultrafunk. Waves RVox - очень хорошая штука. Waves LinMB - это многополосный компрессор, советую его для мастеринга.
Есть очень интересный плагин, который обогащает звук гармониками и создает иллюзию лампового звука. Имя плагина: Antares Tube.

Antares Tube
Antares Tube

Эффекты

Waves IR1
Waves IR1

Советую импульсный ревербератор Waves IR1, а также другие эффекты от Waves или Ultrafunk.

Ultrafunk plugins

4. Советы по сведению

Нужно сделать так, чтобы не было звуков, пики которых лежат в одном частотном диапазоне. Т.е. чтобы они не накладывались друг на друга.
Еще советую урезать не нужные частоты в звуках параметрическим эквалайзером. А какие не нужные, вам самим нужно будет определить. В каждой ситуации они разные.

Правильное панорамирование

При панорамировании нужно учитывать баланс левого и правого каналов. Не должно быть перевеса, т.е. не должно быть так, что в левом канале много всего, а в правом почти ничего нет. Все должно быть сбалансировано.

Нужно делать перерывы в работе и давать отдых ушам каждые 2 часа. Советую чередовать мониторинг при работе. Немного поработал на мониторах, потом немного поработать в наушниках.

При сведении советую постоянно сравнивать ваш материал с качественными композициями.

5. Мастеринг

Итак, рендерим (rendering) файл в секвенсоре в формате Wave (.wav) 24/48. Нужно, чтобы этот микс был, примерно, с 1,50-2 дБ. Это нужно для того, чтобы был запас децибел для мастеринга.

Открываем WaveLab и на инсерт (insert) вешаем Rbass.
На второй вешаем Waves LinMB - Многополосный компрессор.
На следующий инсерт ставим эквалайзер (по желанию).

Мастеринг в WaveLab
Мастеринг в WaveLab

Далее есть очень важный нюанс! Вам нужно будет сделать ресемплинг с 48кгц на 44кгц. Это делается просто. Выбираем вейвлабовский (WaveLab) плагин Resampler 192 khz. В нём ставим: Fine 0, Freq 44,1.

Потом на мастер ставим L3 UltraMaximizer и выбираем пресет (preset) "Hi Res CD master", и нажимаем Render. Конвертацию с 24 бит в 16 бит сделает максимайзер.

В программе WaveLab вы можете сделать Global Analysis - это анализ вашего конечного микса. Для этого выделяем трек и нажимаем клавишу "Y".
Также в нем еще есть 3D Frequency Analysis – это 3D-анализ спектра вашего трека.
Phase Scop – анализатор для проверки фазы.

Phase Scop
Phase Scop

Bit Metter – показывает глубину квантвования данного трека.
Level Pan Metter – стереокартинка вашего трека, т.е. там вы сможете увидеть нет ли перевеса каналов.