Главная » Файлы » Разное » Статейки

Конденсаторный микрофон. Голос домашней студии
19.01.2012, 01:48

Микрофон. Голос домашней студии.

Конденсаторный микрофон Доброго времени суток!

Тема сегодняшнего поста, в продолжение обзора студийных микрофонов, это — конденсаторный микрофон. Для начала скажу, что именно конденсаторный микрофон является самым частым представителем микрофонного семейства и обитает в большинстве студий звукозаписи. В нем сочетаются высокое качество передачи звука и, пусть не малая, но все же доступная цена.

У него есть, конечно, свои недостатки, но достоинства, безусловно, перевешивают и все окупают. Взять ламповый микрофон — он, безусловно, надежен. Срок службы лампы, исчисляется десятками лет, а в отдельных случаях, когда используется лампа с маркировкой «В» (военная) — даже столетиями. Однако, чтобы его начать использовать, нужно «прогреть» его, после включения, примерно 10-15 минут. С конденсаторным микрофоном - ждать столько не нужно.

Когда вы смотрите на ценник лампового микрофона, у вас гарантированно увеличиваются глаза. В случае конденсаторного — они немного уменьшаются. Если хороший ламповый микрофон, это — гордость студии и этакий породистый аристократ, то конденсаторный микрофон, это — отличная и толковая рабочая лошадь. Вот только студийных «лошадей» этих развелось в последнее время... Нынче очень легко попасть впросак при выборе микрофона.

Технологии производства дешевеют, рабочая сила из Китая и так дешевая. В результате мы имеем конденсаторный, а то и ламповый микрофон, с вроде бы известным логотипом, но с насквозь «желтой» начинкой. Это радует и не радует. Радует то, что доступно. Не радует то, что людей вводят в заблуждение. Что циничный маркетинг подменяет собой истинное положение вещей. Что приходят лживые стандарты на смену мировым стандартам с славной историей. Но, весьма привлекательная цена и желанные, магические надписи «конденсаторный», «ламповый» на вашем микрофоне, затмевают все. Даже разум.

Я не призываю вас тратить кровные деньги на культовые микрофоны, но хотя бы не доказывайте с пеной у рта, не пребывайте в добровольном заблуждении, что ваш недорогой «студийный микрофон» действительно хорош. Просто скромно работайте. В меру средств и сил. А может вам и не нужен уж слишком отличный микрофон? Вы же не пишете звезд музыкальной индустрии. Да и помещению вашей домашней студии, скорее всего, далеко даже до минимальных профессиональных стандартов. Но, это же не заставит вас прекратить работать, творить? Верно? И это — замечательно!

Вот такое получилось лирическое отступление... Вернемся к конденсаторному микрофону.

Правильнее было бы назвать конденсаторный микрофон — электростатическим. В эту группу входят, как я уже писал, ламповые и транзисторные микрофоны, которые отличаются типом применяемого усилителя. Транзисторные же микрофоны, в свою очередь, включают в себя электретные и просто конденсаторные. Для работы электретного микрофона используют батарейки, а для работы конденсаторного микрофона — фантомное питание.

Обычный конденсаторный микрофон сконструирован по принципу конденсатора. Его капсюль не вырабатывает электричества, а лишь изменяет свою емкость при воздействии звуковых колебаний. В этом случае мембрана, которая является одной из пластин, совершает колебания относительно статичного электрода. Чтобы возник электрический сигнал, на капсюль подается поляризующее напряжение порядка 20-120V. Применяется обычная электрическая цепь: конденсатор (капсюль) - сопротивление - источник энергии. С этого контура, а точнее - с сопротивления берется полученный сигнал и усиливается.

Правда, для такого сигнала не совсем подходит обычный вход микшерного пульта. Поэтому, в каждом конденсаторном микрофоне имеется согласующий каскад на полевом транзисторе. После каскада, уже достаточно уверенный сигнал без проблем подается на вход микшерного пульта. Сигнал с конденсаторного микрофона гораздо большего уровня, чем, допустим сигнал с динамического микрофона, но в любом случае, нужно использовать именно микрофонные входы микшерного пульта, а не линейные.

Конденсаторный микрофон точнее и лучше передает звук и обладает более широким частотным диапазоном, чем динамический микрофон. Причиной тому меньший вес его подвижной мембраны, по сравнению с весом диафрагмы с катушкой последнего.

Фантомное питание для конденсаторного микрофона поступает от блока питания, либо подается непосредственно по сигнальному кабелю, и имеет напряжение +48V. В этом случае, жил в микрофонном кабеле должно быть две, кроме экранирующей оплетки. Питание, как и сигнал, поступают по обеим жилам сразу, одновременно, но с противоположными знаками полярности. Это удобный способ, который позволяет одними и теми же шнурами коммутировать и конденсаторные, и динамические микрофоны.

Такой кабель называется симметричным (балансным) и он обладает хорошей защитой от помех. Как я уже писал, в таком кабеле сигнал движется в противофазе, затем расходится на выходе и суммируется вновь на входе пульта трансформатором либо усилителем. Питание усилителя конденсаторного микрофона поступает по обоим жилам и с одинаковым знаком «+», но, чтобы оно не проникало в полезный сигнал, питание проходит через специальные развязки: трансформаторы или разделительные конденсаторы и тем самым фильтруется, отделяется от полезного сигнала.

Наличие такого фантомного питания ничуть не мешает работе также и динамического микрофона. Картина даже улучшается — так как имеется постоянное напряжение в кабеле, то оно еще более защищает такую линию от помех. Однако, для работы, скажем, лампового микрофона фантомное питание не годится. Лампа нуждается в совсем другом напряжении, которое нельзя получить из предлагаемого слаботочного фантомного питания. Сравните: 10-20 миллиампер в случае стандартного фантомного питания и порядка 500 миллиампер в случае тока накала интересующей нас лампы. Разница очень значительная.

Бытует неверное, но весьма распространенное мнение, культивируемое в около-профессиональных кругах, что ламповые микрофоны конструируются и выпускаются именно вследствие, и для получения некоего «жирного, лампового» звука. В действительности это — не так. Надо просто помнить, что фактически вся история конденсаторного микрофона, как прибора студии звукозаписи, началась именно с его лампового варианта.

В прошлом еще не существовало подходящих транзисторов с необходимыми характеристиками. Но, когда они появились на рынке, в 70-80-ых годах, то началось их поспешное и необдуманное внедрение. Не все было продуманно, не все было обкатано. Поэтому, если вы возьмете микрофоны того периода, то обнаружите их не всегда качественное звучание, а иногда просто откровенно посредственное. По этой причине, многие практикующие звукоинженеры, звукорежиссеры студий звукозаписи, вновь поспешили вернуться к использованию ламповых микрофонов. Это же смятение коснулось и усилителей мощности.

Вследствие этого, по сей день на рынке микрофонов существует противоречивая ситуация. Есть модели микрофонов с отличными капсюлями. Их звучание подавлено внутренними усилителями на транзисторах. И есть старые модели ламповых микрофонов, капсюли которых попросту никакие, но они, по каким-то мифологическим причинам, до сих пор являются объектами настоящей охоты.

Вероятно, если бы история развития этой техники началась именно с транзисторов, то ситуация была бы сейчас совершенно обратной существующей. Однако, совсем другое дело, что наличие лампы делает ненужным само развитие транзисторной схемотехники, в индустрии микрофонов. Электронная лампа и ее усилительный каскад дают ряд неоспоримых преимуществ: большой коэффициент усиления, значительный динамический диапазон, который делает перегрузку не страшной, и, как следствие этого — прекрасное прозрачное звучание.

Однако, все вышеперечисленное не делает сигнал по-хорошему «мясистым», и совершенно не имеет никакого отношения к непосредственной компрессии сигнала. Если речь не идет о слишком мощном источнике звука... Не стоит ожидать от лампового микрофона какого-то чуда. Он не выполнит кропотливую работу звукорежиссёра по «посадке» голоса в общий микс. Ламповый микрофон просто правдивее и живее, чем микрофон конденсаторный. Только и всего. Остальное зависит от вас.

Ну вот, писал о конденсаторном микрофоне, а скатился снова к ламповому. Такие вот дела. Надо теперь как-то достойно и в тему закончить пост...

Не гонитесь за ламповым микрофоном, если вы не профессионал звукозаписи. Купите себе конденсаторный микрофон от хорошего и известного производителя и будете счастливы: от потраченной суммы — вряд ли, а вот от результатов работы - точно. Можно выбрать универсальный микрофон с изменяемыми характеристиками: панорамной, супер-кардиоидной, кардиоидной, гипер-кардиоидной, и двух-направленной (8-образной). Но, лучше и правильнее, и дешевле будет купить микрофон с фиксированной кардиоидой. Остальные характеристики вам вряд ли пригодятся в повседневной работе.

А теперь, об этих таинственных и хитроумных словах подробнее. Что это за характеристики такие? Наглядно это видно на схемах. Попробую объяснить проще. Смотрим, как бы сверху. Центр схемы, это - точка съема сигнала. То есть — мембрана микрофона. Кривыми же очерчена преимущественно воспринимаемая мембраной зона. 0 градусов, это – фронт, область "перед микрофоном”. Соответственно, 180 градусов, это – область "за микрофоном”. Чем ближе к центру, тем выше уровень сигнала, тем дополнительно "красивее” выглядит АЧХ. Вот так. Этими лаконичными схемами я и закончу свой сегодняшний объемный пост:

Панорама, всенаправленность, omni Кардиоида, cardioid Супер-кардиоида, super-cardioid

Гипер-кардиоида, hyper-cardioid 8-образный, двух-направленный, Bi-directional

Творческих вам успехов!

Категория: Статейки | Добавил: Gertc | Теги: запись в домашних условиях, микрофон, конденсаторный микрофон, оборудование для записи треков
Просмотров: 3043 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.0/1