Основные характеристики. Модификации
Написать эту статью я решил давно. Где-то месяцев 9 назад я заменил свою старую аудио-карточку Vibra16 на новейший по тем временам SBLive! Сказать, что я был доволен заменой - значит не сказать ничего. Я не думал, что на компьютере возможно получить звук такого качества. Возможно через какое-то время эти мои утверждения покажутся наивными, появятся новые звуковые карты (скажем 24 бит, 96 кГц и т.д.). Но я считаю, что для конца 1998 года поиметь самый настоящий Hi-Fi всего за 80$ - это круто. Завершая это лирическое отступление, скажу вот еще что: когда я купил в дополнение к Лайву приличные наушники (Philips SBC HP 900, цена примерно 60$), я ПЕРЕСЛУШАЛ заново весь Pink Floyd. И получил массу удовольствия...
Так вот. Почему же я решил написать статью о SBLive!? Потому что про него написано много, но в основном это просто повторение, перепечатка из одного первоисточника основных технических характеристик, общие фразы про использование в играх технологии ЕАХ и т.д. Кое что все равно осталось за кадром - например подробные технические характеристики АЦП-ЦАП, возможности стыковки данной аудиокарты с форматом АС-3 (DVD Dolby Digital 5.1), дополнительные примочки для SBLive! и многое другое.
Здесь я постараюсь об этом рассказать. Но не сразу обо всем. Сначала рассмотрим технические характеристики SBLive!, а также дополнительные устройства, выпускаемые специально для него.
Глава 1. Различные модификации SBLive!
Итак, насколько мне известно, в данный момент семейство SBLive! (то есть звуковых карт на базе чипа EMU10001) представлено следующими модификациями (в порядке возрастания крутизны):
Да, еще хотелось бы заметить, что на базе DSP (Цифровой Сигнальный Процессор) EMU10001 (или EMU10K1) выпускаются и другие звуковые карты. Например APS (Audio Production Studio) производства E-MU. Но, во-первых, это карта из совершенно другой ценовой категории (около 700 $), а во-вторых, производит ее не Creative, так что к серии SBLive! эта карта не имеет отношения.
В основном, в этой статье будет рассмотрена модель SBLive! Value, ибо, как показано выше, отличия ее от полной версии не принципиальны.
Глава 2. ТТХ* SBLive!
Что же представляет из себя SBLive! ? Чем он, собственно говоря, крут? Вот самые общие характеристики этой аудиокарты:
Аудио процессор |
DSP EMU10K1 |
Обработка сигнала |
32 бита, 48 кГц, применяется патентованная 8-точечная интерполяция для уменьшения искажений. (Вся обработка ведется на 48 кГц, независимо от параметров исходного сигнала) |
Диапазон воспроизводимых частот (на уровне -1дБ) |
10 Гц - 44 кГц |
Отношение с/ш |
96 дБ |
Коэффициент нелинейных искажений |
0.002% |
Разрядность ЦАП |
18 бит |
MIDI |
Wavetable - 1024 голоса с последними драйверами - LiveWare 2.0 (аппаратных - 64) |
Наборы инструментов |
Загружаемые, формата SF2. Хранятся в ОЗУ компьютера (до 32 МБ) |
Меня больше всего интересовали параметры аналогового тракта, т.е. характеристики используемых АЦП-ЦАП, буферных усилителей. В отличие от многих своих конкурентов, Creative не раскрывает параметры используемых кодеков, ограничиваясь общими фразами типа "Hollywood quality", "Excellent overall sound" и т.п. Это может произвести впечатление разве что на выпускника Нью-Йоркской средней школы №234. Нашему человеку хотелось бы услышать о параметрах аудиотракта нечто более внятное.
Итак, вот что мне удалось узнать об этом после пристального изучения непосредственно платы, и последующего копания в дебрях Интернета:
- Задние (тыловые) каналы - используется ЦАП UDA 1330ATS производства Philips Semiconductor.
- Фронтальные каналы - используется AC'97- кодек производства Creative - CT1297-TAT. Этот чип содержит двухканальные АЦП, ЦАП, а также микшер. К сожалению, найти информацию по этой микросхеме практически невозможно, т.к.. видимо, она предназначена исключительно для внутрифирменного использования, и потому является засекреченной. В ближайшее время я все же постараюсь откопать информацию по CT1297-TAT.
- Во фронтальном канале, после ЦАП стоит усилитель TDA 1308 (Class AB Stereo Headphone Driver), производства Philips Semiconductor.
По результатам измерений, ЦАП тылового канала обеспечивает более качественное воспроизведение, чем у фронтального канала. Мне кажется, что основную долю искажений и шумов во фронтальном канале вносит дополнительный усилитель TDA 1308. Хотя уровню этих искажений позавидуют многие аппараты класса Hi-Fi.
|