Главная » Файлы » Разное » Статейки

Как записать трек в домашних условиях
19.01.2012, 00:46
Как в домашних условиях записать свою песню

Необходимое оборудование

Программное обеспечение

Подготовка к записи

Запись

Обработка записи голоса

Наложение записи голоса на фонограмму (микширование)

Постобработка или финальные штрихи

 

Здесь и далее я привожу описание того, как можно в домашних условиях записать свою песню (авторскую или просто вам понравившуюся). По пути изложения шагов создания композиции, я исходил из того, что в вашем распоряжении уже есть фонограмма нужной вам песни, так как ее создание (фонограммы) выходит за рамки изложенного здесь материала.

Все рекомендации рассчитаны на уровень любителей в области занятий музыкой. Сомневаюсь, что мои творческие изыскания    заинтересуют профессиональную аудиторию. Итак, приступим.

 Необходимое оборудование.

 Микрофон. Пожалуй, это самая главная деталь в студии (естественно кроме вашего голоса и слуха J). Не имея хорошего микрофона вы никогда не получите качественного трека вашего голоса, причем вам не помогут никакие ухищрения включая шумопонижение, фильтрацию и эффекты. Конечно, в наше <смутное> время найти нормальный микрофон довольно не просто. Все  что предлагают челночные торговцы, как правило, годится в основном для пылких речей тамады на свадебном вечере J. А хороший микрофон стоит дорого - от нескольких сотен долларов. Микрофон среднего качества обойдется вам в 50-100 долларов. 

Я бы порекомендовал конденсаторный микрофон, как обладающий наилучшими характеристиками при относительно невысокой цене. Правда у них есть один недостаток - обращаться с ними нужно очень бережно. Динамические микрофоны не так требовательны в обращении, зато обладают очень высоким уровнем собственных шумов, из-за чего в большинстве своем мало пригодны для студийной записи. Ленточные микрофоны мне не встречались, поэтому судить о них я не могу.

На данный момент я пользуюсь электретным микрофоном из простого кассетного магнитофона. Такой микрофон, не смотря на его неказистый вид и происхождение, имеет сравнительно ровную АЧХ на разных частотах, при небольшом уровне собственных шумов. Хотя у него есть довольно серьезный недостаток - он болезненно реагирует на различные артефакты пения, например буквы <б>, <п>, <ф>, <с> и т.д. Необходимо помнить, что для подобного микрофона нужно отдельное питание, причем только от батареек, и никаких блоков питания !

Неплохо сделать для микрофона мембрану подобную студийной. Она служит для гашения вышеуказанных дефектов в пении. Материалом может быть тонкий капрон или нейлон, натянутый на кольцо диаметром около 10-15 см. Конструкция располагается непосредственно перед микрофоном на расстоянии 4-10 см.

 Компьютер. Несомненно, чем мощнее компьютер, тем быстрее вы получите результаты той или иной обработки. Вообще же, после быстродействия процессора по важности для комфортной обработки, идет объем оперативной памяти и жесткого диска. Естественно чем больше, тем лучше J. Я начинал с процессора 5х86-160MHz/16MB RAM/360MB HDD.

Сейчас у меня АMD 2800 GHz 2 Гб оперативки и 1 Гб видюхи и я, в общем, доволен быстродействием системы. 

Например, для того чтобы представить, насколько важно иметь больше памяти, можно просто вспомнить, сколько места занимает один трек записи в не компрессированном формате WAV (именно в этом формате, как правило, и идет обработка звука). А между тем, <средний> трек записи CD качества (44KHz/Stereo) занимает около 40-50MB на жестком диске. Естественно величина RAM памяти здесь тоже играет далеко не последнюю роль. Очень даже неплохо, если у вас жесткий диск с интерфейсом SCASI, по сравнению с IDE он дает значительный выигрыш в скорости дисковых операций, коих при обработке звука более чем достаточно. Хорошая мышь весьма будет кстати, так как от точности ваших движений будет зависеть точность монтажа композиции. Чувствительность мыши лучше понизить, для более точного позиционирования.

Звуковая карта. Желательно иметь Звуковую карту поддерживающую full duplex. То есть способную одновременно воспроизводить и записывать оцифрованный звук. В противном случае вам будет нужен еще магнитофон, или еще одна звуковая карта для синхронизации фонограммы и трека вашего голоса. Наилучшим выбором я думаю, станет SB Live! Поначалу у меня была единственная карта SB 16 Vibra, которая не имела полного дуплекса, из-за чего для синхронизации голоса я использовал магнитофон. Позже я установил еще одну карту, а именно Crystal Sound. С двумя картами процедура записи значительно упростилась, так как отпала необходимость в магнитофоне. Для эстетов замечу, что предварительные микрофонные усилители у различных карт сильно различаются по качеству. Поэтому для особо придирчивых рекомендую использовать качественный внешний микрофонный усилитель, а его выход подавать непосредственно на линейный вход звуковой карточки.

Наушники и акустика.Если у вас нет хорошей акустической системы, то от наушников во многом зависит то, как вы скомпонуете свою композицию. Поэтому наушники желательно иметь с наиболее ровной АЧХ во всем диапазоне слышимых частот. То же касается и акустических систем. Если у вас акустика высококачественная, то  качество наушников не так критично, поскольку львиную долю обработки можно (и желательно) делать использую только ее. Хотя, конечно, этот вопрос весьма спорный. Лично я использую наушники только при записи голоса (для фонограммы композиции).

 Помещение. Толще стены - меньше внешнего шума. На двери и окна можно навешивать одеяла. Можно вообще петь под одеялом, как рекомендовал мой знакомый небезызвестный Rick Muray, правда, это не совсем удобно. Можно также, для пущей тишины, закрыть все стены картонными поддонами для яиц - эффект не заставит себя ждать, будьте уверены !

Программное обеспечение.

Для создания фонограммы.

 Я пользуюсь в основном Impulse Tracker-ом версии 2.14, в котором и создаю всю свою музыку и фонограммы. Fast Tracker тоже весьма неплох, но я им практически не пользуюсь.  Для преобразования фонограммы из формата IT214 в формат WAV я использую ModPlug tracker, так как в нем наиболее качественный миксинг каналов инструментов, а также есть возможность наложения некоторых эффектов (реверберация, бустбасс, сурраунд и т.д.) Также не последнюю роль сыграл легкий и удобный интерфейс преобразования формата.

 Для записи и обработки голоса.

Sound Forge 4.5. Одно из самых профессиональных и лучших средств по обработке звука (едва ли не самое лучшее). Есть еще  Cool Edit Pro 1.20. Который из них лучше ? Сказать затрудняюсь, это практически почти аналогичные по функциональности пакеты. В них есть практически все необходимые для обработки звука функции: компрессор, лимитер, экспандер, ревербератор, дилэй, эхо, хорус, всевозможные виды фильтров, эквалайзер, конвертор и много чего еще ! Для каждого эффекта есть наборы готовых настроек на разные случаи жизни (presets). Также действие каждого эффекта можно предварительно прослушать, не подвергая композицию какой либо обработке. 

Я пока пользуюсь Sound Forge. Хотя склонен к переходу на CoolEditPro, поскольку в нем реализован режим мультитрекинга. Мултитрекинг дает возможность работать сразу с несколькими дорожками звука параллельно. В Sound Forge, например, для того чтобы наложить трек голоса, нужно выбрать позицию начала миксинга и смещение наложения трека (отрицательное или положительное), что не совсем удобно для синхронизации треков. В CoolEditPro это делается довольно просто путем размещения трека голоса на параллельной дорожке и последующей его коррекции стартовой позиции.

 Для финальной обработки и конвертации.

 Все свои композиции я кодирую в MP3 44KHz/JoinStereo/128Kbps. Я это делаю с помощью довольно распространенного кодера Audio Catalit. Естественно можно воспользоваться другими кодерами и конверторами, как говорится <по вкусу>.

Подготовка к записи.

 Итак, фонограмма готова. Всё остальное тоже присутствует, остается подготовиться к самому ответственному - записи вашего неповторимого произведения J. 

Тут, наверное, самое главное предупредить всех своих домашних, что вас лучше не тревожить, пока вы не закончите. Нет ничего не приятней, чем когда вас прервут в самый неподходящий момент ваших творческих экспериментов. К тому же посторонние крайне не желательны, даже если они обещают вести себя паиньками J.

Лучше записываться, конечно, ночью. Особенно это актуально для жителей городских районов, где дневная суета проникает даже сквозь сколь угодно толстые стены.

Запускаем программу записи звука, например - Sound Forge, подключаем и настраиваем микрофон, загружаем в проигрыватель (например, WinAMP) нашу фонограмму. Надеваем наушники. Отрегулируйте громкость фонограммы так, чтобы слышать свой голос и мелодию примерно одинаково. Замечу, что воспроизводить фонограмму нужно только на наушники, чтобы записать в трек только свой голос. В случае двух карточек воспроизведение звука ставим на одну карточку, а запись на другую. Вы готовы? Тогда приступим!

Запись. Здесь главное не торопиться. Сразу спеть, как надо, практически не получится - будет много дублей, прежде чем  найдется именно тот, что вас устроит. Не пытайтесь спеть сразу всю песню, конечно, если вы не профессиональный певец. Записывайте по одному куплету, припев отдельно. Можно записывать один и тот же фрагмент несколько раз подряд, оставив выбор наилучшего варианта на будущее. 

Сам процесс записи выглядит достаточно тривиально. Включаем проигрыватель, за несколько секунд до нужного нам места в мелодии, и включаем запись в программе. Поем J. Останавливаем запись нашего трека и воспроизведение фонограммы.

Теперь можно прослушать полученное и услышать все ошибки и дефекты пения. Обычно их хорошо видно в окне записанного трека визуально в виде всплесков амплитуды, по сравнению с большей частью остальной дорожки. Более того, в некоторых местах трека может появиться оверклипинг, т.е. сигнал слишком большой амплитуды, в этом случае волна звука просто обрезается в вершинах амплитуды, а на слух можно распознать искажение голоса в таких местах. С этим можно бороться снижением усиления на микрофонном усилителе, или немного отодвинувшись от микрофона. Но, допустим, у вас получился относительно чистый трек, без искажений и с незначительными отклонениями (в пределах нормы). Для более точной предварительной оценки можно попробовать его смешать с фонограммой, в последствии воспользовавшись откатом для её восстановления. Если вас всё устраивает, и все части песни записаны, то можно переходить непосредственно к обработке звука.

Обработка записи голоса.

Предварительная обработка. Сразу хочу отметить, что всякая обработка звука вносит свои аномалии в обработанный сигнал, и, в конце концов,  вы можете потерять <живость> своего голоса. Происходит это из-за своеобразного представления данных звука на компьютере. В общем случае можно руководствоваться правилом: чем большая разрядность и частота дискретизации у сигнала, тем меньше будут потери от многократной обработки голоса. Старайтесь свести все обработки к минимуму.

        В первую очередь нужно обрезать лишнее пространство (без полезного сигнала) в каждом треке, причем в начале убираем всё вплоть до полезного сигнала, а в конце оставляем запас (после полезного сигнала) на 1-3 секунды, для того чтобы наложенные эффекты (ревербератор, эхо, дилэй) не усекались на конце трека.

Далее нормализируем амплитуду звука. То есть, увеличиваем общую громкость трека до максимальной, без потери качества. Для этого, как правило, существует специальная функция Normalize. После этого можно вручную подкорректировать кое-какие места в треке, где замечено явное выделение амплитуды.

Тут, пожалуй, мы подходим к тому самому времени, когда для обработки голоса на нужен компрессор. Дело в том, что спеть песню без <провалов> голоса, на постоянной амплитуде, практически невозможно. Для того чтобы исправить положение и существует метод компрессии. Он позволяет <выравнивать> амплитуду трека по всей его длине динамически. Настройки подберите по вашему вкусу, взяв за отправную точку те,  что есть в программе обработки звука.

После этого мы имеем готовый для наложения эффектов трек. Если предполагается еще и двухканальная обработка, то преобразуйте свой трек к двум каналам.

 Примечание:  Иногда неплохо дополнительно обработать голос с помощью эффекта Enhance, это немного расширит диапазон звучания голоса в области верхних частот, что на слух добавит к нему (голосу) немного <прозрачности>.

 Наложение эффектов. Начинаем обычно с ревербератора. Начав с одной из доступных установок (preset), доводим её настройки до нужных нам в данном конкретном случае. Здесь обычно следуют правилу: на медленных и меланхоличных композициях глубину реверберации ставим больше, на быстрых и динамичных - меньше.

Затем всю песню или её части обрабатываем дилэем. Тут существует одно правило: задержку нужно ставить кратную 2 степени битстэпа. То есть, если, например, один такт равен 1,600 сек, то значение битстэпа получаем по формуле 1,600/4=0,400, значит, значения для дилэя будут такими 0,400/0,800/1,600/3,200. Конечно, этот эффект применять совсем не обязательно.

Иногда неплохо добавить и хорус. Параметры берем из такого расчета, чтобы результирующий трек получился более насыщенным,  но в тоже время не приобрел характерного звучания <в трубе>. Очень неплохие результаты дает обработка разных каналов одного стререотрека, с разными значениями фаз, что придает существенный объем вашему голосу.

В общем, мы рассмотрели основной, так сказать джентльменский набор эффектов, для обработки голоса. Можно еще по вкусу добавлять другие эффекты, которые применяются несколько реже: фленжер, эхо, вау-вау, дисторшин, вокодер, питчинг и т.д.

Одно существенное примечание: чем большее количество эффектов вы применяете, тем <суше> становится ваш голос. Не стоит злоупотреблять большим количеством подобных обработок, иначе не узнаете свой голос даже сами, не говоря о других J.

Итак, после всех мыслимых и немыслимых эффектов, мы получили несколько голосовых треков, остается самая малость - финальный миксинг.

 Наложение записи голоса на фонограмму. Сам процесс смешивания треков творческим назвать трудно, но он отнимает много времени и требует хорошо сбалансированной акустики. В основном из-за того, что подобрать необходимое соотношение громкости фонограммы и голосового трека, далеко не такая тривиальная задача, как может показаться с первого раза. Еще больше времени отнимает синхронизация трека голоса с фонограммой, это уже просто рутинный процесс.

Рассмотрим на примере программы Sound Forge. Загружаем фонограмму. Загружаем первый трек голоса. Копируем трек голоса в буфер обмена. Ставим курсор на предполагаемое начало участка фонограммы, откуда мы собираемся начать миксинг. Нажимаем Ctrl+M, появляется окно микшера, где мы устанавливаем смещение (для синхронизации) и соотношение амплитуд для голоса и фонограммы.

Для предварительной оценки миксинга используем кнопку Preview. После наложения всего трека голоса на фонограмму, внимательно прослушиваем весь участок фонограммы, где был сделан миксинг. Желательно контролировать треки не только на наушниках, но и на хорошей акустике, что даст более объективную оценку.

Способом, описанным выше, поступаем со всеми голосовыми треками, вплоть до завершения миксинга всего нашего произведения, после чего получаем итоговый, чистый трек песни.

 Постобработка и финальные штрихи. Ну вот, мы и записали нашу первую песню J. Остается лишь сохранить ее либо прямо на компакт диск, либо сжать в формат MP3. Особенных ограничений тут, я считаю, нет - дело вкуса, как говорится. Желательно  также нормализовать амплитуду всей вашей композиции, привести, так сказать, к <общему знаменателю>. В остальном же, это уже законченная песня, теперь можно приступать к следующей. И не забудьте запастись терпением, желаю удачи !

 

 

Copyright 2012 © Баширов Ильдар

Категория: Статейки | Добавил: Gertc | Теги: Как записать песню, как записать трек в домашних услови, запись трека, Запись, как сделать аранжировку
Просмотров: 12780 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0